Главная / Отчеты / АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ТЕМУ: «МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ», ПРОВЕДЕННОГО С 29.11.2016 ПО 02.12.2016 ГОДА

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ТЕМУ: «МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ», ПРОВЕДЕННОГО С 29.11.2016 ПО 02.12.2016 ГОДА

Население многих регионов мира становится все более разнородным по этническому составу, культуре и образу жизни. Это результат интернационализации хозяйства и всей общественной жизни, роста международных и внутригосударственных миграций, увеличения числа смешанных браков.  Сегодняшняя Россия не является исключением, так народы страны в значительной мере перемешались, рассеялись, расселились по разным ее регионам и миру. К сожалению, этот закономерный процесс нередко ведет к усилению межнациональной напряженности. Состояние межэтнических отношений зависит от эволюции идентичности различных социальных, территориальных и этнических групп, подчас весьма быстрой в условиях прогресса массовых коммуникаций, а также социального положения, прав, доступности к материальным и культурным благам.

Религия играет важную роль в формировании и развитии этносов, с миграционными процессами связано и распространение религиозных учений, образование сект. Многовековые традиции совместного проживания, культурно-бытовой и хозяйственной близости этносов, принадлежащих к различным конфессионально-культурным общностям, во многом являются определяющими в формировании взаимной веротерпимости.

Центром регионального развития ГОАУ ВО Курской области «Курская академия государственной и муниципальной службы» (ЦРР Академии госслужбы) в целях выявления характера межнациональных взаимоотношений и отношения населения Курской области к понятиям «секта» и «сектанты» с 29 ноября по 02 декабря 2016 года было проведено социологическое исследование, аналогичный опрос проводился в 2015 и в 2014 году, что позволяет нам выявить динамику изучающих вопросов.

Сотрудниками ЦРР Академии госслужбы в 2016 году было опрошено 2100 человек, из них: 1500 человек городского населения и 600 – сельского, в 2015 году – 1745 респондентов, а в 2014 году – 1722.

Исследование проводилось, как методом интервьюирования населения, так и методом анкетирования по месту работы и месту жительства респондентов.

Контроль качества осуществлялся посредством постоянного анализа результатов анкет, проверялась полнота и правильность их заполнения.

Жители региона, принявшие участие в опросах ответили на ряд вопросов заключенных в смысловые блоки.

Блок 1. Оценка межнациональных отношений на территории Курской области

В последние годы Россия столкнулась с экономическим кризисом, международными санкциями, повышением валютного курса, ослаблением рубля, понижением уровня жизни большой части населения, в связи с  этим в стране наблюдались признаки нарастания социальной напряженности в различных регионах. Однако они не стали причиной межэтнических отношений.

Одним из главных вопросов исследования в изучении межнациональных взаимоотношений на территории муниципальных образований Курской области было выявление отношения курян к людям другой национальности[1].

Результаты опроса показали (Рисунок 1), что 56,1% респондентов нейтрально, а в большей степени даже с безразличием относятся к людям другого этноса. 25,7% опрошенных заявили о доброжелательном отношении к другим народам, если сравнивать с предыдущими годами, то в 2015 году этот показатель был равен 28,9%, а в 2014 – 29,4%.

Мы видим, что как в предыдущих годах, так и в нынешнем году большая часть населения Курской области проявляют нейтральное отношение к людям другой национальности. Можно сделать вывод, что тревога, которую вызывает у людей кризис, сказалась даже на этой сфере взаимоотношений.

1

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы относитесь к людям другой национальности?».

На вопросы «Приходилось ли Вам в повседневной жизни сталкиваться с конфликтами на межэтнической почве?» (Рисунок 2) и «Если «Да», то при столкновении с конфликтом на межэтнической почве, какую позицию занимали Вы?», 90% респондентов ответили, что никогда не сталкивались с подобными конфликтами, в 2015 году так ответили 86%, а в 2014 году – 81,4%. Те опрошенные, кто явился свидетелем или участником столкновения, их доля составила 6,6%, всячески содействовали мирному разрешению конфликта (37,7%), не вмешивались (31,5%). И всего 42 человека (30,4%) из 183 опрошенных в конфликте поддержали людей своей национальности путем участия в митингах, акциях протеста, петициях и обращениям к властям. Один городской житель отметил, что он решил свой конфликт с помощью драки. Стоит отметить, что сельское население Курской области в большей степени, нежели городское, стремиться решить конфликты на межэтнической почве мирным путем.

Так же мы так же можем отметить, что в 2016 году заметно сократился процент респондентов, которые идут на конфликт с людьми другой национальности.

 

2

 

 

 

Рисунок 2. Распредление ответов на вопрос: «Приходилось ли Вам в повседневной жизни сталкиваться с конфликтами на межэтнической почве?».

88,8% жителям региона, принявшим участие в исследовании, комфортно жить по соседству с людьми другой национальности.  11,7% респондентам некомфортно жить по соседству с людьми другого этноса, при этом, основными причинами дискомфорта являются: неуважительное отношение к русским традициям и обычаям  (41,2%); оскорбительное поведение к людям нашей национальности (36,2%);  иной уклад жизни и непонятный язык речи (34,4%); отсутствие чувства благодарности за то, что живут на территории Российской Федерации (24,3%) (Рисунок 3).

3

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос: «Почему Вам не комфортно жить по соседству с людьми другой национальности?».

 

Блок 2. Отношение жителей Курской области к трудовым мигрантам

В современных условиях на кадровую ситуацию в России большое влияние оказывают миграционные процессы. В последние десятилетия очень сильно изменились социально-экономические и социально-демографические пропорции как в целом по стране, так и в каждом регионе в отдельности.

Несмотря на экономический кризис, мигранты продолжают прибывать в Курскую область в первую очередь по причине поиска более высоких заработков. Ситуация с трудовыми мигрантами усложняется тем, что многие из прибывших просто не регистрируются и работают нелегально. Таким образом, заработки не облагаются налогом и выходят за пределы региона.

Данное исследование позволило выявить отношение жителей региона к трудовым мигрантам из стран бывшего Советского Союза, проживающих на территории Курской губернии.

Результаты опроса показали, что доброжелательное отношение куряне испытывают к мигрантам из Беларуси (44,6%), Украины (28,6%), Азербайджана (22,6%) и Армении (22,0%). (Рисунок 4)

4

 

 

 

 

 

Рисунок 4. Доброжелательное  отношение жителей Курской области к трудовым мигрантам из стран бывшего Советского Союза.

Высокий процент позитивного отношения к мигрантам из Украины и Беларуси можно объяснить тем, что они имеют такие же славянские корни. Негативно куряне относятся к мигрантам из Прибалтийский стран (Эстонии, Латвии, Литвы) связано и их ориентацией на европейские страны и ущемление гражданских прав русских на своей территории, поэтому не удивительно, что в оценке «неприязни» к мигрантам одни из первых занимает Эстония, Латвия и Литва. Также, помимо неприязненного отношения к мигрантам Прибалтийских стран, в тройку лидеров вошли трудовые мигранты из: Украины, Таджикистана и Узбекистана (Рисунок 5).

5

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5. Неприязненное отношение жителей Курской области к трудовым мигрантам из стран бывшего Советского Союза.

Блок  3. Причины и пути разрешения межнациональных конфликтов

В данном исследовании рассмотрена межличностная категория возникновения конфликтов. Так, субъективные мнения респондентов сошлись на таких причинах межнациональных конфликтов, как: непонимание основ другой культуры (42,3% в 2016 году, в 2015 году — 36,7%, в 2014 году – 27,9 %), в отсутствии должного поведения представителей разных народов (38,8%, 43,3%, 52,8% соответственно), в нежелании разных народов искать компромиссы (18,2%, 39,2%, 24,6%) (Рисунок 6). Стоит отметить, что в последнее время значительно увеличилось количество миграционных потоков из стран ближнего зарубежья, в связи с этим, в 2016 году 12,9 % курян выделяют этот фактор, как одну из причин образования межнациональных конфликтов.

Респондентам так же была предложена возможность высказать свое мнение в отношении причин возникновения межнациональных конфликтов. Респонденты указали на такие причины, как: «низкая грамотность», «ощущение превосходства одних наций над другими», «зависть и злость», «разная вера», «оккупационная Конституция РФ».

6

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 6. Распределение ответов на вопрос: «Каковы, на Ваш взгляд, причины межнациональных конфликтов?».

При ответе на вопрос «Каковы, на Ваш взгляд, пути разрешения межнациональных конфликтов?» (Рисунок 7) мнение респондентов в исследуемый период схожи в процентном соотношении. Так в 2014 году большинство курян считают, что регулятором разрешения конфликтов должно выступать государство (49,7%), а в 2015 году и в 2016 году опрошенные отметили, что люди сами должны искать пути межнационального согласия (66,6% и 47,5% соответственно).

7

 

 

 

 

 

Рисунок 7. Распределение ответов на вопрос: «Каковы, на Ваш взгляд, пути разрешения межнациональных конфликтов?».

Часть респондентов предложили свои пути решения межнациональных конфликтов: «создать во всех республиках общество социальной справедливости», «объединение славян», «комплексный подход во главе с равенством всех перед законом при наличии честных судов», «соблюдение основ этики», «воспитание».

В ходе оценке ситуации с межнациональными отношениями в России, в Курской области и в месте проживания респондента, было выявлены следующие показатели (Рисунок 8):

8

 

 

 

 

Рисунок 8. Субъективное мнение респондентов по оценке ситуации с межнациональными отношениями.

Представленные процентные показатели говорят о том, что ситуация в сфере межэтнических отношений на протяжении трёх лет в Курской области не меняется и остается стабильной и нейтральной, проблем в межэтнических отношениях в регионе не наблюдается.

 

Блок 4. Отношение респондентов к словам «сект» и «сектанты»

Спецификой исследования в 2016 году является изучение отношения респондентов к таким понятиям как «секта» и «сектанты». Это связано с тем, что в условиях развивающейся глобализации и информационной революции в мире возрастает значение религиозного воздействия на людей.

В последнее время по различным социально-экономическим и общественно-политическим причинам все более активно возникают нетрадиционные религиозные организации и культы, которые носят выраженную  социально-психологическую специфику.

Секта – это понятие (термин), которое используется для обозначения религиозной группы, отделившейся от основного направления и  противостоящей ему, или указания на организованную традицию, имеющую своего основателя и особое учение.

Для большей части населения деятельность этих новых религиозных движений остается вне поля зрения, если только они лично или через знакомых с ними не сталкиваются.

«Тем не менее в целом отношение наших сограждан к подобным организациям носит скорее негативный характер. Особенно это касается той части населения, которые являются приверженцами православия. По данным опроса ВЦИОМ, проводившегося в декабре 2007 г., они считают врагами православия прежде всего сектантов (26%), в меньшей мере — оккультистов, последователей магии, астрологов (9%), представителей нехристианских религий (5%), других ветвей христианства (2%) или атеистов (4%)».[2]

Проведенное исследование выявило субъективную оценку жителей нашего региона в отношении слов «секта» и «сектанты». Так, у 67% населения региона слово «секта» вызывает негативное ощущение, 30,4% относится нейтрально, а у 1,7% респондентов существительное «секта» вызывает положительные эмоции (Рисунок 9).

 

9

 

 

Рисунок 9. Распределение ответов на вопрос: «Какое чувство вызывает у Вас слово «секта»?».

Жителям региона была предоставлена возможность выбрать из представленных утверждений, те, которые, по их мнению, соответствует характеристика слова «секта» и «сектанты» (Рисунок 10).  У большинства респондентов данные понятия ассоциируется с мошенничеством (44,0%), преступным сообществом (30,7%), гипнозом и безумием (20,0%).

10

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 10. Распределение ответов на вопрос: «Выберите из представленного списка те утверждения, с которыми Вы согласны:».

30,7% респондентов считают, что на территории Курской области имеются «секты» (Рисунок16). При просьбе назвать примерное их количество, находящихся на территории региона, самыми популярными стали ответы: 10 «сект» -15,7%; 15 — 8,3%; 20 — 6,8%; 5-6,8%.

11

 

 

 

Рисунок 11. Субъективная оценка респондентов о наличии сект в Курской области.

Согласно результатам проведенных научных исследований, мы можем отнести Курскую область к региону с очень низкой межэтнической напряженностью, которая обеспечивается и поддерживается в регионе за счет системной работы различных органов государственной власти. Принятая нормативно-правовая база, профилактические мероприятия способствуют укреплению межэтнических и межконфессиональных отношений населения Курской области. При этом следует отметить, что формирование единой национальной идеи, невозможно без учета иногда даже полярных воззрений представителей различных этнических сообществ и религиозных групп.

Но при всей положительной динамике в регионе присутствует небольшой процент населения с негативным отношением к представителям другой национальности.

Проанализировав итоги, полученные в ходе подробного анализа отношения к трудовым мигрантам из стран бывшего Советского Союза, можем сделать вывод, что жители региона, в большей степени, безразлично относятся к другим народам работающих на территории Курской области.  Отношение к «секте», как к форме организации верующих, большинством населения Курской области воспринимается  негативно, так как респонденты отмечают их деструктивный, зачастую, и преступный характер. Следовательно, адепты вовлеченные в секту, большинством опрошенных, воспринимаются также негативно.

 

 

[1] Под национальностью, прежде всего, в исследовании понимается этническая принадлежность респондентов.

[2] Гёзалян, И.Г. Трансформация религиозности [Электронный ресурс]/ Мониторинг общественного мнения №1 (101). – 2011. — https://wciom.ru/fileadmin/file/monitoring/2011/101/2011_(101)_13_Gezalyan.pdf (дата обращения 18.04.2017 год)



Сообщить о ошибке на сайте

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: